Навигация
Главная
О сайте
Новости
Все дома
Каталог организаций
Каталог файлов
Вопросы-ответы
Лучшие статьи СМИ
Документы
Форумы общие
Форумы специальные
Фотогалереи
Видео
Доска объявлений
Дневники
Веб ссылки
Каталог фото
Частные фото
Карта сайта
Номера газеты
"ВСЕ ДОМА"
Справочники
Горячие линии
Полезные телефоны
Структура платы ЖКУ
Счётчики на воду
Карта Москвы
Диспетчерские ВАО
Судьба 5-этажек ВАО
Контакты
Поиск по сайту
Игры
Шахматы
Баннеры

Правила сайта
Разное
Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Беларусь. Геннадий Калёнов. ЖКХ. Не повторить ошибок россиян.

 

Геннадий Калёнов. ЖКХ. Не повторить ошибок россиян

 

Геннадий Калёнов

Геннадий Калёнов.Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси. Родился в 1962 году. Опыт работы в сфере управления жильем 12 лет. В качестве одного из ведущих экспертов по управлению жильем приглашался на конференции в Германии, России, Украине, Эстонии, привлекался для консультаций представительства Всемирного Банка в Беларуси, Восточного комитета Германской экономики, организации и проведения социологических исследований среди собственников жилья в Беларуси. Автор многочисленных статей на тему управления жильем. Редактор интернет-порталаwww.jildom.com.

Министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов в недавнем интервью БЕЛТА сообщил, что государственное регулирование системы ЖКХ — это правильно. «В России, к примеру, вся сфера ЖКХ была отдана частному бизнесу. Происходящие там сейчас преобразования направлены как раз на усиление роли государства», — отметил, в частности, Терехов. 

По информации, которая поступает к нам от наших российских членов МАМН, и по информации из открытых источников, это верно лишь отчасти — в зависимости от того, что понимать под «ролью государства». 


Усиление роли государства или ответственности собственника? 

Так, например, в Москве примерно 80% многоквартирных жилых домов (МЖД) находятся в управлении (через договора с собственниками квартир) государственных унитарных предприятий (ГУП), и это мало чем отличается от Минска. Еще пример — более половины от общего количества муниципальных унитарных предприятий (МУП) Кировской области осуществляют деятельность в сфере ЖКХ и такие предприятия имеются в 80% муниципальных образований области. Доля их в общем объеме услуг ЖКХ достигает в отдельных муниципальных образованиях 80-100%, при этом 60% являются убыточными и финансируются из бюджета. 

Да что там отдельные области, на жилищно-коммунальное хозяйство в России тратится больше денег, чем на образование и оборону (значительная часть этих денег из бюджета). Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ оценивает ежегодный оборот сектора ЖКХ более чем в 4 трлн. российских рублей, это примерно 5,6% ВВП за 2014 год, или 125 млрд. долларов по курсу в июне 2014-го. 

Что касается отдельного сектора ЖКХ — управления частным жильем. Действительно, примерно три года назад власти нескольких российских городов, озабоченные бессмысленностью и беспощадностью реформ в ЖКХ, проведенных в 90-е годы прошлого века в России, начали где-то даже копировать опыт Беларуси и взяли курс на госуправление частным жильем (совместными домовладениями). Но этот эксперимент провалился. 

Провалился по одной причине, которую давно осознали в ЕС, СНГ и Китае — себестоимость услуг государственных организаций в ЖКХ всегда выше, чем частных, что подчёркивал публично и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, и это касается в том числе управления жилфондом. 

В настоящее время в России, впрочем как и в Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ, взят курс на государственно-частное партнерство в ЖКХ и на повышение профессионализма управляющих жильем (экзамены, лицензирование). 

Более того, президентом РФ Владимиром Путиным министерству строительства и ЖКХ РФ поставлена задача — передать все неэффективные предприятия ЖКХ государственной и муниципальной собственности в концессию частному бизнесу не позднее 2016 года. Концессия — одна из лучших форм государственно-частного партнерства в ЖКХ. При ее реализации инфраструктура передается частному оператору, но с жесткими обязательствами — обеспечить качество и надежность предоставления услуг. В 2014 году в России заключено 112 концессионных соглашений, всего же в России сегодня работает 428 таких соглашений. 

На портале фонда www.reformagkh.ru зарегистрировались 49 тыс. юридических лиц, в том числе 25 тыс. товариществ собственников жилья (ТСЖ) и более 4 тыс. жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), управляющих компаний (УК) — предположительно 16-19 тысяч. Сколько их всего, точно неизвестно: пока регистрация на сайте фонда не является обязательной (обязанностью УК является раскрыть информацию о деятельности на сайте фонда). 

Крупных игроков на этом рынке нет — в основном это региональный бизнес, компании с долей в 5% рынка или более никому не известны — укрупнение происходит на уровне муниципалитетов, реже на уровне регионов. Ответ на вопрос, почему такие вроде бы огромные деньги не привлекают крупный бизнес, кроются в местных муниципалитетах. 

Бизнес управления жильем в РФ до сих пор монополизирован, и хотя де-юре никакого монополизма нет, он в основном связан с действующими и бывшими муниципальными чиновниками. Из-за сговора между УК собственники квартир не могут быстро поменять одну УК на другую. Формально более 90% российских управляющих компаний являются частными, но большинство из них в конкурентной борьбе не участвуют — это либо приватизированные ЖЭКи и ДЭЗы, либо компании, созданные в начале 2000-х по инициативе местных властей, и все они действуют на строго очерченных (поделенных) территориях, как в СССР. В большинстве случаев собственниками таких компаний являются люди, связанные с местными администрациями. 

Кроме властного ресурса, у действующих игроков есть монополия на информацию. Вести бизнес в этой сфере можно, только имея данные о жилом фонде — состоянии домов, адресах, числе проживающих в них людей и т.д. Если этой базы нет, то счета выставить просто некому. Любой новый игрок будет вынужден создавать базу лицевых счетов заново, а добыть ее негде — придется обходить дома, опрашивать, кто здесь живет, запрашивать информацию в Росреестре и т.д. Это почти неподъемная задача. 

Поэтому «регулировать» УК в РФ будут двумя путями: 

- введением обязательного лицензирования с 1 мая 2015 года для УК; 
- открытостью данных о жилом фонде для новых инвесторов. 

К слову, новых инвесторов ждут с нетерпением все — и госчиновники, и население. Уж больно «старые УК» надоели своими коррупционными схемами. Эксперты считают, что инвесторы не будут спешить в этот сложный бизнес, но сама попытка их привлечения правильная. 

Лицензия у УК может быть отозвана, если в течение года у организации по решению суда было два административных наказания за невыполненные предписания жилищной инспекции, в том числе по жалобам жильцов. Если таких домов наберется более 15% от всего жилого фонда под управлением компании, то и сама компания лишится лицензии. Ложка дегтя — обязательное лицензирование УК не подтверждено мировой практикой и спорно в условиях избирательного применения законов в России. 

Открытость данных о жилом фонде для всех игроков должна обеспечить Государственная система ЖКХ (ГИС ЖКХ), в которую будет внесена вся информация о лицевых счетах жильцов и состоянии объектов. При этом все руководители УК до 01.05.2015 обязаны были сдать госэкзамен — пройти электронное тестирование знаний (ответить минимум на 86 вопросов из 100). 

А теперь представим, что: 

- руководители всех ЖЭСов Беларуси должны сдать электронное тестирование (не сдал — отстранён); 
- за 2 нарушения срока и порядка проведения текущего ремонта МЖД в течении года ЖЭС лишается права управлять домом; 
- при потере 15% многоэтажек от работы отстраняется всё ЖРЭО. 

Ужастик? Фантастика? А в России это реально с 1 мая. Так что ни о каком «госуправлении» говорить не приходится, скорее другое — дикий и еще формально монополизированный рынок управления жильем в РФ пытаются открыть для серьезных инвесторов и создать условия для реальной конкуренции, профессионализировать. 

Хотя российские эксперты пока не уверены в серьезности этих попыток и говорят о «создании видимости для населения». По их мнению, развитие рынка и профессионализма достигается другими методами — логичным и последовательным законодательством, системой обучения и аттестации, развитием профессиональных объединений и созданием ими (а не чиновниками) профессиональных стандартов, распространением лучшего опыта, повышением информированности собственников. 

В Гражданский кодекс РФ было введено новое понятие — товарищество собственников недвижимости (ТСН), а ТСЖ хотя и сохранились, но стали «подвидом» ТСН, подчинившись в первую очередь регулированию Гражданского кодекса. В результате ТСЖ, которых по России насчитывается около 65 тысяч, фактически потеряли самостоятельность организационно-правовой формы (что планировали сделать и в Беларуси) и не могли самостоятельно эксплуатировать свои многоквартирные дома. 

И что вы думаете, граждане обрадовались, что их дома передадут муниципальным управляющим компаниям? 

Ничего подобного! В органы госуправления посыпались многочисленные жалобы и обращения, в том числе потому, что ТСЖ не могли по новым правилам открывать спецсчета на капремонт. В результате в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ прошло совещание, на котором обсуждались последствия проведенного в прошлом году изменения организационно-правовой формы объединений собственников жилья. Большинство депутатов решили, что ситуацию надо исправлять, вернув ТСЖ полномочия и возможность спокойно работать. В настоящее время обсуждается законопроект, который опять позволит регистрировать ТСЖ в многоквартирных домах. 

Данный печальный опыт показывает, что попытка «поуправлять» частной собственностью граждан вместо них самих никогда не приведёт к положительному результату. Ну и зачем этот эксперимент повторять на белорусских гражданах? 


Почему тогда так мало регистрируется товариществ собственников в Беларуси по инициативе граждан? 

Потому что граждане совершенно не информированы в вопросах управления общим имуществом (многоквартирные жилые дома, за исключением индивидуальной собственности), и эту работу по информированию граждан почти никто не проводит. 

Потому что юридически за всё отвечают государственные организации, которые получают в полном объеме бюджетные ассигнования, а для ТС и ЖСПК эти ассигнования искусственно урезают. 

Потому что местные власти практически не оказывают создаваемым ТС и ЖСПК реальной помощи. 

Для примера, мэрия Таллинна считает самым важным в своей деятельности работу по оказанию помощи ТС (квартирным товариществам). Там даже такой лозунг есть — «Каждая дотация квартирному товариществу — это содействие в улучшении и украшении городской среды». 

Так, например, для квартирных товариществ предусмотрены следующие дотации: 

- на утепление фасадов — до 19 000 евро для одного многоквартирного жилого дома (МЖД); 
- на приведение в порядок дворовых территорий — до 16 000 евро одному МЖД; 
- на озеленение и цветочное оформление дворов — до 600 евро одному МЖД; 
- бесплатная передача земли вокруг дома для организации парковочных мест за счет членов квартирного товарищества при помощи города; 
- на энергетическую паспортизацию домов — 95 евро для одного МЖД; 
- дотации ассоциациям квартирных товариществ для юридических консультаций членов КТ, организацию «дней энергии» и т.д. — до 10 000 евро в год; 
- дотации на обучение председателей и членов правления КТ — 128 евро на одного человека. 

В результате в городе с населением 430 тыс. человек создано по инициативе жителей 3,7 тысячи квартирных товариществ. 


О перспективах белорусских товариществ собственников 

Несколько месяцев назад в Беларуси принято решение о проведении модернизации МЖД (совместных домовладений) только за счет собственников квартир (членов совместных домовладений). Говоря проще, модернизация к капитальному ремонту (основной ЖКУ) теперь отношения не имеет. 

Де-юре всё верно… Но как наши граждане будут утеплять теперь свои многоквартирные дома? Без создания ТС (юрлица) организация такой работы невозможна. Поэтому представляется единственным правильным решением сохранение ТС и ЖСПК как юридических лиц и в дальнейшем популяризация такой формы управления совместным домовладением, с целью возможности для ТС и ЖСПК получать кредиты, различные пособия и гранты из программ энергоэффективной модернизации МЖД. 

При этом возрастает роль руководителей ТС и ЖСПК, а также членов правления этих организаций, и их профессионализация путем переобучения и повышения квалификации, а также обучения новых кадров. Для этого уже создаются соответствующие программы, и я считаю, что у ТС и ЖСК будущее есть. Будущее, в котором роль большинства ТС и ЖСПУ — заказчики услуг у специализированных профессиональных компаний. 

Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/opinion/2015/05/11/ic_articles_410_188853/

http://naviny.by/ 

 



A1 14 мая 2015, 11:31:47· 0 Комментариев · 3068 Прочтений · Для печати
 
Комментарии
Нет комментариев.
 
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Проверочный код: a0224 *



smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley smiley
Запретить смайлики в комментариях

 
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
 
Всемирные новости
Всемирные новости

Всемирные новости

Новостей: 11
Беларусь. Геннадий Калёнов. ЖКХ. Не повторить ошибок россиян.
С праздником !
Независимый телеканал Дождь в интернете
Американцы против мачт сотовой связи
Поздравляем Вас с 65 годовщиной победы в Великой Отечественной войне
С праздником!
С праздником всех женщин!
С Новым 2009 Годом !
Реформа ЖКХ в Эстонии. Как это было?
Жилье дорожает во всем мире
С НОВЫМ 2008-м ГОДОМ !
Просмотр всех категорий
 


Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов - НОВОЕ ЖКХ РУ

Наш адрес в Интернете: WWW.NOVOEGKH.RU E-mail: novoegkh@mail.ru

135,904,091 уникальных посетителей